Специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по географии.
Предлагаю скачать бланки для проведения работ по темам:
Одним из условий успешного обучения географии является овладение способами учебных действий (умениями и навыками) — предметными географическими и общими учебными (сравнивать, классифицировать, обобщать и т.д.). Следовательно, ведущей образовательной целью практической работы может быть овладение умениями как способами действий, например: составление описаний и характеристик объектов и явлений по различным картам, чтение карт разного содержания, составление картодиаграмм и картограмм и т.д. Выполняя перечисленные действия и работая при этом с каким-то географическим содержанием, ученики получают новые знания.
Известный в практике обучения географии парадокс: контрольных работ нет или проводить их как бы нельзя, но контролировать качество обучения и можно, и, главное, нужно: разрешается… игрой слов — проведением «практической работы с целью контроля знаний и умений учащихся». Казалось бы, какая разница, ведь, как давно заметили на Востоке, сколько ни говори «халва» — во рту слаще не станет. Но завуалированность задач не способствует открытости процесса обучения.
Систематический контроль, как известно, более эффективен. Вниманию читателей предлагается система контрольных работ как форма мониторинга качества знаний по географии. Назовем ведущие принципы организации систематического контроля:
— работа проводится по итогам изучения темы;
— сам факт ее проведения и примерные сроки известны заранее и учителю, и учащимся;
— содержание работы охватывает содержание всей темы, а не отдельного вопроса или отдельной части;
— работа выполняется учащимися самостоятельно, без помощи или инструкций учителя;
— работа выполняется письменно