Выступление на ГМО учителей географии  «Бросок вперёд»

Автор: Додина Алла Андреевна,

г. Саров, Школа № 13

 

 

Мы ничему не учимся у того,

кто говорит: «Делай, как я».

Единственными нашими учителями являются те,

кто говорят: «Делай со мной».

Жиль Делёз

 

 

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом обществом понимается «совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности». (ПОЛАТ Е.С)

Ведущими ресурсами развития современного  общества является инновационная деятельность, новые знания и новые технологии.

В соответствии с приоритетными направлениями развития образования Российской Федерации, определенными  в «Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации до 2020 года» (2009); Федеральной целевой программе развития образования  в качестве необходимого условия модернизации отечественного образования выступает разработка новых направлений практической педагогики, ориентированных на формирование инновационной деятельности педагогов и построения практики инновационного образования.

Необходимость использования новых способов проектирования инновационной деятельности педагогов определяется следующими взаимосвязанными аспектами:

  • антропологический аспект — значимостью технологии проектирования как механизма формирования инновационной деятельности педагогов с одновременным процессом их позиционного самоопределения относительно потребностей социально-экономического развития Российской Федерации (Н.Г. Алексеев, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, Б.П. Мартиросян, С.В. Наумов, В.В. Рубцов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков);
  • социокультурный аспектопределяется социальной значимостью идеи инновационного развития общества и фактора нового педагогического профессионализма в условиях модернизации российского образования. Современное  образования испытывает потребность в педагогах, способных входить в профессиональные сообщества и создавать новые формы и способы соорганизации   инновационной деятельности. В исследованиях отечественных ученых, занимающихся вопросами соорганизации субъектов инновационной деятельности и созданием профессиональных сообществ (О.С. Анисимов, Е.В. Василевская, Т.М. Ковалева, И.А. Колесникова, Н.Е. Орлихина, А.М. Цирульников) приоритет отдается разработке   основ и механизмов   готовности педагогов к инновационной деятельности;
  • технологический аспектактуальности связан с развитием направления исследований в рамках   сетевого образования.

Различные формы сетевой соорганизации педагогов достаточно распространены   (Муниципальные сетевые сообщества, «Сеть творческих учителей», «Летописи.ру», «Openclass» и др.). Данные формы и механизмы   сетевого взаимодействия разрабатываются в основном с целью обмена информацией с использованием современных интерактивных технологий .

  Сетевой проект – это то место, где встречаются ученики и учителя для совместной деятельности, где происходит сотворчество и где образовываются не только дети, но и их педагоги, где в процессе работы учащиеся обмениваются информацией, результатами собственных и совместных разработок, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты. При этом педагог повышает свою квалификацию, осваивает новые технологии, проводит мониторинг сформированных компетентностей учащихся. Он меняет  позицию учителя на позицию координатора, наставника, тьютора, помогая участникам проекта   продвигаться далее.
   Школьники овладевают мета-предметными компетенциями в различных образовательных областях, в том числе  и дистанционными. У школьника формируются такие качества личности как: умения решать проблему, продуктивно работать во временных и постоянных коллективах ,  возникает ответственность в принятии решений, проявляется гибкость мышления и т.д.

Сетевые проекты в школе необходимы. Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета.  Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна. В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы. Она дает возможность каждому частнику проекта продвигаться в определенном  темпе, находить и размещать информацию в оптимальном объеме, участвовать в коммуникации с участниками проекта в реальном и отсроченном времени, взаимодействовать с учениками других школ, городов.  Также все участники имеют степень свободы, необходимую для возможности определять   характер   и направленность собственной деятельности,   нести ответственность за конечный результат проекта. Учащиеся  смогут « примерить» роль  лидера,  использовать свои ресурсы для достижения общих целей проекта.

 Слово «project» (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед»; то есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.  Уже в конце XX века проектирование стало наиболее распространенным видом интеллектуальной деятельности.

«Бросок вперед» — перспектива — так нам хотелось бы обозначить «настроение» нашего краеведческого  сетевого проекта.  Школа №13 г. Сарова успешно принимает участие в сетевых проектах различного уровня  и направленности.

При изучении географии Нижегородской области учащиеся 8 классов столкнулись с недостатком информации  о населенных пунктах нашего края. Возникла идея, что необходимой и  самой интересной информацией моет поделиться только человек, любящий  СВОЮ малую родину и знающий ее.

«Любить свою Родину, значит знать ее» — писал в свое время известнейший мыслитель, критик, публицист и писатель Виссарион Григорьевич Белинский.

Предлагаемый проект  предлагает вам совместно начать изучение нашей области. Изучив свою «малую родину», ее природные,  исторические места, символы и достопримечательности, заповедные тропы, культурные и духовные ценности,  традиций, ну и все  остальное, что является частью вашей жизни. Вам есть чем гордиться.

 В планировании и реализации сетевого проекта предусматриваются следующие этапы      

  1. Определение темы, в рамках которой собираетесь проводить сетевой проект.
  2. Определение   структуры проекта.
  3. Формулировка проектных заданий.

Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания для участников разрабатываемого проекта, которые не имели бы единых, заранее известных решений.

Подготовьте проектные задания, при выполнении которых возможно:

  • сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события,
  • проведение наблюдений за тем или иным природным, физическим, социальным явлением,
  • создание совместной творческой разработки какой-либо идеи (практической или творческой), но при условии совместного исследования какой-то проблемы,
  • проведение экскурсии, экспедиции, состязания,
  • сетевое общение.
  1. Разработка критериев оценивания этапов проекта.

Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе.

С помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей.

  1. Рефлексивный этап — этап осмысления новых знаний, умений, качеств и ценностей,

критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы .

  • Размещение информации о результатах проекта на сайте.
  • Вынесение благодарности всем участникам проекта.
  • Вручение сертификата участника или победителя проекта.

Продуктом проекта станет интерактивная карта, содержащая материал о Нижегородской области, подготовленный участниками проекта.

Используемые ресурсы:

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

 

  1. Мольков, А. С. Сетевое проектирование как технология формирования инновационной деятельности педагогов. Нижний Новгород, 2012.- 268 с.