
Выступление на заседании ШМО учителей естественно- научного цикла обобщение опыта «Использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности»
А.А. Додина, председатель ШМО МБОУ Школа №13
«Технологии – это всего лишь инструмент» – Билл Гейтс, основатель корпорации Microsoft.
Китайская мудрость гласит: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».
Почему же я выбрала ИКТ? Считаю, что это наиболее эффективное на сегодняшний день техноформирующее, популярное средство, где:
- компьютер – мощный инструмент для решения современных образовательных задач; а развитие образования невозможно без использования информационных технологий;
- скорость усвоения информации значительно выше, и это одна из самых сильных сторон данной технологи, наглядность, быстрота нахождения материала, вариативность, многофункциональность, многоплановость, актуальность – вот что делает технологию ценной;
- компьютерные учебные программы способны в какой-то степени выполнять функции учителя, а именно: выставить оценку, дать рекомендации и инструкции по дальнейшей деятельности.
- Сокращает время на подготовку педагога к уроку
- Способствует усвоению учебного материала
- Дает возможность учащимся получить дополнительные знания по учебному предмету
- Повышает интерес учащихся к предмету
- Позволяет индивидуализировать образовательный процесс
- Формирует у учащихся навыки планирования своей деятельности
- Повышает компьютерную грамотность учащихся
- Формирует у учащихся навыки самооценивания
- Позволяет сделать контроль знаний объективным
- Сокращает время на проверку работ учащихся
- Способствует повышению качества обученности
Таким образом, использование технологии критического мышления и информационно-коммуникационной технологии позволяет сказать: «Все поиски учителя найти универсальный механизм для развития самостоятельных способностей учащихся заканчиваются применением образовательных технологий. А использование интеграции технологий, особенно с ИКТ, это путь, рассчитанный на будущее, это новый этап, в котором развитие самостоятельных способностей ученика завершается успехом».
«Времена меняются…а погода?», Вспомним слова программиста Чарльза Беббиджа: «Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!»
Сколько угодно можно противопоставлять «вчера» и «сегодня». Но информационные технологии – это наше «сегодня», и они прочно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения. А в заключении хотелось бы сказать, что все равно главное в нашей работе это любовь к детям. Можно прекрасно владеть различными современными технологиями обучения, владеть компьютером, как самый «продвинутый» пользователь, но без любви к детям и своей профессии никогда не стать Учителем. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В. Ключевский).
Поэтому, главным своим профессиональным достижением считаю любовь и доверие учеников.
Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Хорошо это или плохо? Ответ не однозначен, но слова С. Пейперта, которые я прочла случайно, готовясь к очередному занятию, лишь подтвердили правильность моей позиции. Один из «первопроходцев» использования компьютера в образовательных целях говорил, что современные «дети вырастают среди иных игрушек, игр и возможностей доступа к знаниям. Они приходят в школу с иными установками, иными умениями и иными ожиданиями».
Современный ученик более мобилен и развит в техническом отношении, меняется тип его мышления – все чаще мы сталкиваемся с таким явлением, как «клиповое мышление», вытесняющее понятийное, меняется быстрота восприятия жизненных событий младшими школьниками. Зачастую современные дети испытывают дефицит общения, они перестают читать книги, им трудно сформулировать свои мысли, но при этом они быстрее ориентируются в потоках информации. Смартфоны, планшеты, другие гаджеты появляются в руках наших детей еще задолго до прихода в школу. Не рассуждая сейчас о том, чего больше принес компьютер – пользы или вреда, просто признаем тот факт, что он стал неотъемлемой частью жизни современного ребенка, современного ученика, а значит, и современного учителя.
И одна из главных задач учителя, идущего в ногу со временем, – сделать компьютер на уроке своим союзником в работе, показать ребенку, что интересным может быть не только развлечение, но и учение. Учение, организованное на основе грамотного и разумного использования различных современных средств информатизации.
Цель современной школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях в дальнейшей жизни. В связи с этим возникает необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания и традиционной методики преподавания.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания А. И. Герцен. Я привела лишь небольшую часть примеров того, как мною используются информационные технологии на уроках истории и обществознания. На самом деле их возможности более широкие, чем нам иногда кажется. Я считаю, что каждый современный учитель должен в совершенстве владеть ИТ.
Во-первых, педагог должен быть вооружен такими образовательными технологиями, которые бы позволили ему общаться с учеником на одном языке и достаточно быстро узнавать, отбирать и передавать информацию школьникам.
Во-вторых, ИКТ соответствуют требованиям государства к образованию, отвечают требованиям ФГОС.
В-третьих, информационно-коммуникативная технология хорошо комбинируется с другими педагогическими технологиями.
В-четвертых, ИКТ помогает решить ряд педагогических задач, а именно: расширяет образовательный и воспитательный потенциал при географии; приближает современный урок к мировосприятию ученика; помогает учителю в проверке знаний, умений, навыков, расширяет возможности подать учебный материал более эмоционально; экономит учебное время; прививает навыки научно-исследовательской работы (ученик добывает информацию из разных источников, обрабатывает ее, формирует собственное знание, точку зрения или суждение, презентует результат своей работы); развивает активную познавательную деятельность школьников.
Надеюсь, что перечисленные мною аргументы, убедили в необходимости широкого использования информационных технологий на уроках, а мой опыт поможет приблизиться к ответу на главный вопрос: как превратить стандартный урок в увлекательное путешествие в мир географии, заинтересовать ученика?
«Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет». Л. Н. Толстой
Google – это особая виртуальная страна, которая наполнена всевозможными инструментами, многие из которых являются большими помощниками в работе учителя! Времена, когда мы использовали Google только для поиска нужной информации (интересных и полезных сайтов), давно уже прошли. Сегодня этот мощный ресурс дает возможность учителю сконструировать урок с использованием различных информационных технологий, сделав его интересным и познавательным. Но самое большое достоинство Google – это возможность помочь ученикам в освоении школьной программы и узнать немного больше.
Давайте задумаемся, а где современный человек, в том числе и школьник, ищет ответы на интересующие его вопросы? Где берет информацию? Что для сегодняшнего школьника является первоисточником? Думаю, и уважаемые коллеги, наверняка, согласятся со мной, – это Интернет. Сколько времени нужно, чтобы найти ответ на поставленный вопрос? Несколько секунд. Да, да.
Секунд, не минут и не часов. Секунда – и поисковик выдаст множество вариантов ответов на поставленный вопрос. Должны ли образовательные технологии двигаться в ногу с информационными технологиями? Должны ли педагогические методы меняться с требованием времени? В Интернет, как и в море, можно закинуть «невод». А придет он с одною «тиной морскою» или с «золотою рыбкой», зависит от нас. Каждый волен выбирать себе то, что хочет: на то и Интернет — информационное пространство без границ.
И здесь, и там есть свои отрицательные стороны, есть что-то, чего следует избегать, и есть то, без чего в современном мире уже не обойтись. Что же нам предлагает ФГОС? Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет, «сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с технологиями учебного предмета». Значит, результатом обучения будут такие метапредметные умения как функциональное чтение, способность работать с информацией (поиск, оценка, интерпретация, адекватное представление в разных фор- мах); организационные умения и самостоятельность. Самостоятельность! Не к этому ли мы стремимся? Самостоятельность предполагает определённую свободу (в выборе методов и форм). Таким образом, учителю необходимо организовать образовательное пространство, чтобы оно было привычным, комфортным, мобильным, познавательным. Чтобы давало ребёнку почувствовать себя не учеником, а соавтором. Облачные технологии дают такую возможность. Что это такое? Это различные онлайн-сервисы, при использовании которых не нужно устанавливать на компьютер дополнительные программы, а пользоваться ими через Интернет в режиме online.
Нашёлся такой ресурс, в котором работа начинается в прямом смысле с чистого листа – realtimeboard.com. Название переводится как «бесконечная белая доска». Каждому участнику образовательного процесса предоставляется возможность администрирования. В облачных технологиях «администратор» и есть соавтор. Он имеет неограниченный доступ к ресурсу. Учитель здесь просто задаёт направление общению детей (ведущей деятельности подростков, кстати). Первоначально доска создавалась нами в качестве эксперимента: получится – не получится? Сможем ли мы организовать площадку для интеллектуального общения, которая станет продолжением образовательного процесса? Как это работает? Сначала учитель «бросает» на доску понятие. Дети помещают туда свои ассоциации, связанные с заданной темой, определения, информацию,
найденную в Интернете. Форма может быть разной. На доску можно поместить текст, ссылку, изображение, презентацию. Вот она – самостоятельность в выборе форм, методов и средств! Наиболее удобным и востребованным для детей является привычный формат комментария. Здесь же, на доске, можно организовать чат, где происходит живое общение, обмен мнениями, подсказками и советами. И не только! Здесь они продолжают обсуждать то, что выходит за рамки «урока»: делятся впечатлениями от новых игр, обсуждают планы на ближайшее будущее. Кроме комментариев пользуется популярностью «прикрепление стикеров». Количество слов, помещаемых на стикере, ограничено, поэтому ребятам необходимо выделить главное, сократить огромный объём информации, предоставляемой Сетью, до «сухого остатка». Таким образом, сложные метапредметные умения: вычитывание текста, определение основной мысли, перекодирование информации (текста в схему, таблицы – в текст), её визуализация – превращаются в игру. Технологии проблемного обучения, развивающего обучения, критического мышления, проектно-исследовательской деятельности, кейс-технологии становятся ведущими в сотрудничестве «ученик-учитель», «ученик-ученик». И всё это в занимательной форме!
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».
Именно информационно-коммуникационные технологии при правильном и рациональном их применении на уроках будут способствовать воспитанию не только функциональной грамотности учащегося, но формировать учебные, познавательные, мобильные качества человека, умеющего и способного жить и адаптироваться в реальном времени и жизни.
Е.Роджерс также отметил, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие «творческости»
Спасибо за внимание.
В работе я использовала интернет- ресурсы:
Электронный научный журнал
«Информационно -коммуникационные технологии в педагогическом образовании».
Интернет-ресурс http://journal.kuzspa.ru/
Госпрограмма Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г.