Глобальные проблемы человечества (практика)

Практическая работа   по географии  10 класс.

« Природа и человек. Глобальные проблемы человечества».

Оборудование:

1.Учебник географии 10-11 класс под редакцией Домогацких.

2.Тетрадь по географии.

  1. Географический атлас 10 класс.

План работы :

1.Ознакомьтесь с материалом учебника географии   § 58.

  1. Определите цель и задачи работы

3.Составьте план характеристики  одной из проблем человечества

(по выбору учащихся).

  1. Заполните таблицу « Глобальные проблемы человечества», указав регионы локализации проблемы.
  2. Предложите варианты решения проблемы.
  3. Сделайте вывод.

Дополнительная информация.

Понятие о глобальных проблемах, причины и суть их возникновения

Гло­баль­ные про­бле­мы – это яв­ле­ния, охва­ты­ва­ю­щие мир в целом, угро­жа­ю­щие

су­ще­ство­ва­нию всего че­ло­ве­че­ства и тре­бу­ю­щие сов­мест­ных уси­лий раз­лич­ных стран для их раз­ре­ше­ния.

    По ходу раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции перед че­ло­ве­че­ством неод­но­крат­но воз­ни­ка­ли слож­ные про­бле­мы, но все же это была да­ле­кая предыс­то­рия со­вре­мен­ных гло­баль­ных про­блем. В пол­ной мере они про­яви­лись во вто­рой по­ло­вине ХХ века.

Су­ще­ству­ет ряд при­чин, ко­то­рые при­ве­ли к обостре­нию гло­баль­ных про­блем.    В неко­то­рых ис­точ­ни­ках эти при­чи­ны на­зы­ва­ют «5 ни­ко­гда»:

  1. Ни­ко­гда пре­жде че­ло­ве­че­ство не воз­рас­та­ло ко­ли­че­ствен­но в 2,5 раза при жизни толь­ко од­но­го по­ко­ле­ния, на­ра­щи­вая де­мо­гра­фи­че­ский груз.
  2. Ни­ко­гда че­ло­ве­че­ство не всту­па­ло в пе­ри­од на­уч­но тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции (НТР), не до­хо­ди­ло до пост­ин­ду­стри­аль­ной ста­дии раз­ви­тия, не от­кры­ва­ло до­ро­ги в кос­мос.
  3. Ни­ко­гда пре­жде для жиз­не­обес­пе­че­ния не тре­бо­ва­лось та­ко­го ко­ли­че­ства ре­сур­сов.
  4. Ни­ко­гда не воз­ни­ка­ло такой гло­баль­ной ми­ро­вой эко­но­ми­ки, такой еди­ной ми­ро­вой ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы.
  5. Ни­ко­гда пре­жде хо­лод­ная война не под­во­ди­ла че­ло­ве­че­ство так близ­ко к ру­бе­жу са­мо­уни­что­же­ния.

Особенности и классификация глобальных проблем

  • Все гло­баль­ные про­бле­мы тесно свя­за­ны между собой. Они со­зда­ют угро­зу для на­сто­я­ще­го и бу­ду­ще­го, тре­бу­ют объ­еди­не­ния всех стран и на­ро­дов.
  • Де­мо­гра­фи­че­ская и про­до­воль­ствен­ная про­бле­мы свя­за­ны как между собой, так и с охран­ной сре­дой (эко­ло­ги­че­ской про­бле­мой).
  • Пла­ни­ро­ва­ние семьи в неко­то­рых стра­нах поз­во­лит быст­рее осво­бо­дить­ся от го­ло­да и недо­еда­ния, а про­гресс сель­ско­го хо­зяй­ства осла­бит дав­ле­ние на окру­жа­ю­щую среду.
  • Про­до­воль­ствен­ная и ре­сурс­ная про­бле­мы ас­со­ци­и­ру­ют­ся с пре­одо­ле­ни­ем от­ста­ло­сти раз­ви­ва­ю­щих­ся стран, улуч­ше­ние пи­та­ния и более ра­зум­ное ис­поль­зо­ва­ние ре­сурс­но­го по­тен­ци­а­ла ведут к по­вы­ше­нию уров­ня жизни.

  

Клас­си­фи­ка­ция гло­баль­ных про­блем:

 

  1. При­род­но-эко­но­ми­че­ско­го ха­рак­те­ра:

а) эко­ло­ги­че­ская;

б) сы­рье­вая;

в) энер­ге­ти­че­ская;

г) Ми­ро­во­го оке­а­на;

д) про­до­воль­ствен­ная.

  1. Со­ци­аль­но­го ха­рак­те­ра:

а) де­мо­гра­фи­че­ская;

б) меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний;

в) кри­зис куль­ту­ры и нрав­ствен­но­сти;

г) де­фи­цит де­мо­кра­тии;

д) охра­на здо­ро­вья.

  1. На­уч­но­го ха­рак­те­ра:

а) осво­е­ние кос­мо­са.

  1. По­ли­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра:

а) предот­вра­ще­ние ядер­ной войны;

б) обес­пе­че­ние устой­чи­во­го раз­ви­тия ми­ро­во­го об­ще­ства;

в) со­хра­не­ние мира.