Африка и Южная Америка: сестры или заокеанские незнакомцы

Предлагаю вашему вниманию План- конспект урока географии 7 класс   «Африка и Южная Америка: сестры или заокеанские незнакомцы»?

[План- конспект урока ФГП Ю Америки. раздаточныйй материал  — скачать  в  формате docx]

Тема: «Южная Америка. Географическое положение»

Цель урока: дать характеристику географического положения     Южной Америки в сравнении с  «ГП» Африки,  найти сходства и отличия.

Задачи:

Образовательные — определение особенностей Географического Положения  материка, егобереговойлинии.

Продолжить формирования определения «ГП»; продолжать совершенствовать умения определять географические координаты, высчитывать  протяженность и размеры материка, работать с картами.

Развивающие — развитие навыков работы с атласом, контурной картой, дополнительной литературой, навыков самостоятельной работы, умения анализировать и делать выводы; развивать воображение, память, речь, образно – логическое мышление.

Воспитательные — реализация воспитательного процесса: человек — часть природы.

Методы обучения: практическая работа в группах.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.совершенствовать умение самостоятельно определять географическое положение материка и оценивать его влияние на природу;

2.познакомить с историей открытия и исследования континента;

3.продолжить обучение приёму сравнения, приёму установления причинно-следственных связей.

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • использование различных способов поиска информации (в справочных источниках);
  • освоение начальных форм познавательной и личностной ре- флексии;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
  • развитие умения организовать совместную деятельность в соответствии предложенной инструкцией;
  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию.

Личностные:

  • воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям;
  • формирование мотивации к учению и познанию.

Используемые приемы технологии «Учим детей мыслить критически»: мозговой штурм, зигзаг.

  Оборудование: Компьютер, презентация, физическая карта материков и  океанов ,учебник географии 7 класс, раздаточный материал для работы в группах.

 

Этап урока Содержание  этапа  урока Результат  этапа
1. Организацион- ный момент

1-2 мин.

Работа с эпиграфом этапа урока

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и ,              хотя криво – да сами»           Г. Лессинг

 

В ходе работы над эпиграфом обучающиеся определяют основные формы работы данного урока:

1.Работаю сам;  2.Обсуждаю с другими;  3.Делюсь с другими

2. Актуализация знаний     3 мин Мотивационная беседа о дне науки, о предстоящем задании,

о правилах при выполнении задания

Получают  исследовательские   листы
 4. Смысловая

ста дия –

практическая  работа.

10 мин

 

 

Прием «Мозговой штурм»,

№1 Учащимся предлагается определить материк,      описанный в стихотворении , выделить признаки, понятия, эндемиков, по которым они строили свое суждение  сформулировать тему урока.

Группа  1.  Исследователи -5 человек

Заполняют таблицу приложения №1

 

№2 Учащимся предлагается определить координаты крайних точек Южной Америки, протяженность материка  по экватору ,     и по меридиану 60° з.д.

Определить характер  береговой линии по сторонам горизонта, указав крупные географические объекты

Группа   2.  Картографы «Вест-Индии» -5 человек

Работают с приложением    №2

 

№3 Учащимся предлагается определить координаты крайних точек материка, протяженность материка  по экватору

и по меридиану 20° в.д.

Определить характер  береговой линии по сторонам горизонта, указав крупные географические объекты

 Группа   3.  Картографы Материка коротких теней -5 человек

Работают с приложением    №3

 

№4 Учащимся предлагается определить и найти доказательства действия движения литосферных плит  на «ГП» Южной Америки,  Африки , Северной  Америки

 

 Группа  4.  Теоретиков  движения  литосферных плит и катастроф -5 человек

Работают с приложением    №4

 

№5 Учащимся предлагается определить и найти доказательства влияния океанических течений Атлантики  на  природу Южной Америки,  Африки и Северной  Америки.

 

 Группа  5.  Исследователи Старого и Нового света в поисках Атлантиды  -5 человек

Работают с приложением    №5

5. Стадия раз- мышления- подведение промежуточных результатов

10 мин

 

Прием «Зигзаг»

Каждый учащийся в группе выполняет  общее  задание практической работы. Результаты работы фиксируются в таблице. По окончании работы учащиеся       переходят в другие  группы по ИМЕЮЩИМСЯ номерам и – как  эксперты,  и транслируют свои приобретенные знания для  участников  вновь сформировавшимся  групп.

Корректировка знаний, обмен промежуточными результатами

В процессе поиска информации для    работы в своей группе, составляется общая  презентационная схема рассказа по изучаемым вопросам.

Решается вопрос о том, как   проводить итоговую  презентацию.

 

Работа в группе «экспертов». Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты  по каждой теме.     Эксперт знакомит других           членов группы со своей темой, пользуясь общей                 презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.  
6. Презентация сведений

15 мин

Главная тема выступлений- « Африка и Южная Америка: сестры или заокеанские незнакомцы»?

Презентация сведений по отдельным вопросам, которую проводит один из выбранных командой  участник , другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы.

Приводятся доказательства или опровержения и данной теории  .
7. Рефлексия уро- ка

3-5 минут

   Обучающимся предлагается заполнить пропуски                                           в предложенном тексте и оценить свою работу. Оценить сложности и достижения.

Выделить несколько слов (от 3 до 5), характеризующих   настроение вашей команды.

 

Работа с презентацией.  Использование ресурса облакослов.рф

https://xn--80abe5adcqeb2a.xn--p1ai/

8. Домашнее

задание

 Оформить в тетрадях итоги исследования групп, продумать содержание текста  приложения № § 37, вопросы устно. Принести     к/карты  

Приложение 1

Задание для группы №1        Группа  1.  Исследователи -5 человек     Определите порядковые номера каждого участника

1.Прочитайте стихотворение

2.Определите, о каком материке идет речь.

3.Выделите признаки, помогающие определить материк.

  1. Заполните таблицу Сформулируйте тему урока.  (Примерное заполнение)
  2. Продумать оформление и форму презентации (сообщения) работы

Да осенит вас Южный Крест, названия — почти  как музыка.

Хибарки посредине мусора, да осенит вас Южный Крест…

Стада, уставшие пастись. Голодно-царственные  гаучо.

И птицы — крохотнее бабочек. И бабочки — с размахом птиц…

Да осенит вас Южный Крест, ветра, пропахшие  корридами.

Леса с небритыми герильями, да осенит  вас Южный  Крест…

Крадущиеся по горам закаты жирные, кровавые.  И суматохи карнавальные.    И стадион как будто храм…

Хруст океанского песка…….

 

Выдержка из стихотворения Объяснение
   
   
   
   
   
Тема урока:

Приложение 2

Задание для группы №2        Определите порядковые номера каждого участника

    Группа   2  Картографы «Вест-Индии» -5 человек  Используя материалы карт атласа :

1.Определить и записать координаты крайних точек Южной Америки,

2.Рассчитать протяженность материка  по экватору  и по меридиану 60° з.д.

3.Определить и записать  характер  береговой линии материка  по сторонам горизонта, указав крупные географические объекты.

  1. Продумать оформление и форму презентации (сообщения) работы

Приложение 3

Задание для группы №3        Определите порядковые номера каждого участника

Группа   3.  Картографы Материка коротких теней -5 человек   Используя материалы карт атласа :

1.Определить и записать координаты крайних материка Африка ,

2.Рассчитать его  протяженность    по экватору  и по меридиану 20° в.д.

3.Определить и записать  характер  береговой линии материка  по сторонам горизонта, указав крупные географические объекты

  1. Продумать оформление и форму презентации (сообщения) работы

 

Приложение 4   Группа  4.  Теоретики  движения  литосферных плит и катастроф -5 человек

Используя материалы карт атласа :

  1. Определить и найти доказательства действия движения литосферных плит на «ГП» Южной Америки, Африки , Северной  Америки. 2.Продумать оформление и форму презентации (сообщения) работы

Приложение 5  Группа  5.  Исследователи Старого и Нового света в поисках Атлантиды  -5 человек

Используя материалы карт атласа:

  1. Определить и найти доказательства влияния океанических течений Атлантики на природу Южной Америки,  Африки и Северной  Америки.

2.Продумать оформление и форму презентации (сообщения) работы

 

Заполните  пропущенную информацию

 

а)      Южную      Америку    также как   и        Африку      пересекает ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________

    с    той    лишь разницей , что                                                     .

Из этого следует, что Южная Америка большей своей частью расположена в                         полушарии, а ее меньшая часть расположена в                             полушарии;

б) Южная Америка, так же как и Африка расположена   в_____________________________(каких?) тепловых  поясах. Однако соотношение территорий в пределах одного и того же пояса,                  .

в)      начальный меридиан   пересекает Африку      в                                                                                части, следовательно она расположена в                                                    и                                                                  полушариях. В отличие от Африки,        Южная       Америка    полностью         расположена       в                                             полушарии, поскольку__________________________________________________________.

г)                                    океан         омывает     (какие?)                                               берега        Южной      Америки    и       (какие?)                                                            берега        Африки.

С                                                Южную Америку омывают воды                                                  океана.

д) Южная Америка ближе всего расположена к материку_________________________________________.

Эти   материки    соединены между собой    _______________________________и   разделены______________________ е) От       Антарктиды Южную Америку отделяет _______________________________________ пролив         .

 

Библиографический список

  1. Ресурсы интернет
  2. И.В. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. УМ пособие.- 2-е изд.-СПб.: КАРО, 2013.
  3. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2014.
  4. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта»,
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. Переиздано 2017
  6. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: – 102 с
Тема: «Африка и Южная Америка: сестры или заокеанские незнакомцы»?

 

Состав команды

Ф.И.
1.  
2  
3  
4  
5  
Тема: «Африка и Южная Америка: сестры или заокеанские незнакомцы»?

 

Состав команды

Ф.И.
1.  
2  
3  
4  
5  
Тема: «Африка и Южная Америка: сестры или заокеанские незнакомцы»?

 

Состав команды

Ф.И.
1.  
2  
3  
4  
5  
Тема: « Африка и Южная Америка: сестры или заокеанские незнакомцы»?

 

Состав команды

Ф.И.
1.  
2  
3  
4  
5  
Тема: « Африка и Южная Америка: сестры или заокеанские незнакомцы»?

 

Состав команды

Ф.И.
1.  
2  
3  
4  
5