Методический гид по подготовке и проведению
Всероссийского экоурока «Вода России» в 5-8 классах
Предлагаем Вашему вниманию методику и сценарий проведения урока для
учеников средних классов (5-8 классы).
Аннотация: актуальность экоурока «Вода России»
В мире 97% соленой воды. Пресной воды всего 3%. Россия по запасам воды стоит в ряде мировых лидеров. Наша страна отличается изобилием природных вод, хорошо развитой речной сетью, а также уникальным водным побережьем, имеющим протяженность порядка 60 тыс. километров.
Статические (вековые) запасы пресной воды во всех ее источниках и формах
составляют в нашей стране порядка 90 тыс. км3/год.
Однако, располагая столь значительными водными ресурсами и используя в среднем не более 3% речного стока ежегодно, Россия в целом ряде регионов испытывает острый дефицит воды, обусловленный в первую очередь неравномерным распределением ресурсов по территории. На
наиболее освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено до 80% населения и производственного потенциала, приходится не более 10% водных ресурсов. В результате активно развивающиеся города с каждым годом все больше и больше забирают и без того небольшие запасы воды на коммунально-бытовые нужды. Также много воды тратится на сельское
хозяйство и промышленность (суммарно более 65% всей затрачиваемой воды). Кроме того, практически все поверхностные и часть подземных водных объектов, особенно в европейской части страны и в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, значительно загрязнены сточными и поверхностными водами, а это ведет к
деградации водных объектов и их экологических систем.
Необходимо растить грамотное население, формировать в детях навык разумного водопотребления, чтобы в будущем избежать серьезных экологических проблем, связанных с нехваткой и загрязнением воды.
Цель Всероссийского экоурока «Вода России»
Цель занятия – развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам России и стимулировать их совершать конкретные шаги по водосбережению и охране природы в повседневной жизни.
Задачи:
- указать ученикам на важные функции воды в биологических системах разного уровня;
- познакомить их с процессами, которые могут нарушить природный круговорот воды и вызвать серьезные экологические последствия;
- разобрать значение понятия «водный след»;
- познакомить с видами «водного следа»;
- научить действиям, которые позволяют эффективно экономить воду и сокращать водный след;
- способствовать формированию у школьников ответственного отношения к водным ресурсам.
Приложение 1 - Анимированная презентация
Необходимое оборудование и материалы
Для проведения урока необходимы:
- проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint (см. Приложение 1);
- принтер (желательно цветной), ножницы, бумага формата А4 для печати и подготовки:
➢ подстрочного текста учителя (см. Приложение 2);
➢ карточек для игровых заданий – 3 комплекта (см. Приложение 3,
Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6);
➢ раздаточного материала по числу учеников – покетмодов (карманных книжечек) с полезными советами (см. Приложение 7);
- 3-6 ножниц для складывания покетмодов в 3-х группах;
- фотоаппарат или телефон с фотокамерой.
Сценарий проведения экоурока
Продолжительность урока – 45 минут.
Урок состоит из 3-х взаимосвязанных блоков.
План урока
Полноценный урок для школьников 5-8 классов включает в себя 2 части – урок в классе и выполнение заданий теста учащимися на онлайн-портале.
Урок в классе состоит из следующих этапов:
- Передача знаний
Демонстрация презентации и проведение упражнений для лучшего
усвоения материала.
Презентация включает в себя 5 тематических блоков:
— Значение воды для биологических систем.
— Уникальные свойства воды.
— Причины и последствия нарушения круговорота воды из-за деятельности человека.
— Понятие «водный след». Виды водного следа.
— Примеры водного следа для различных предметов и пищевых продуктов.
Общее время на демонстрацию презентации и выполнение игровых заданий – 30 минут.
- Практические действия
Советы, как экономить воду в быту. Выполнение игрового задания.
Время на выполнение и обсуждение – 10 минут.
- Закрепление материала
Изготовление покетмода (карманной книжечки). В конце урока ученики забирают его с собой.
Общее время на закрепление материала – 5 минут.
Ход урока
Для эффективной работы в ходе урока необходимо заранее подготовить класс: расставить столы, чтобы дети могли работать за ними в трех малых группах.
- Передача знаний
Это основная часть урока, ее цель объяснить детям важность
выполнения практических действий по снижению загрязнения воды.
Сделать ребят союзниками в деле сохранения пресной воды. Основной формат работы – это беседа. Учитель, используя презентацию (Приложение 1) и подстрочный текст урока (Приложение 2), рассказывает о том, как распространена вода на Земле и что ни один живой организм не обходится без нее. Объясняется такая востребованность воды ее многочисленными уникальными свойствами. Для подтверждения этой информации учитель предлагает выполнить первое игровое задание.
Правила первого игрового задания
Каждой рабочей группе выдается комплект карточек из Приложения 3.
Задача учащихся соотнести свойство воды и процесс, который
благодаря этому может реализовываться в живом организме.
Подтвердив потребность в воде для существования любых живых организмов, учитель знакомит учащихся с тем, что естественный путь воды может быть нарушен. А это значит, что самые разные
биологические системы могут недополучить воды или получить ее загрязненной.
Задача педагога выстроить логическую связь между довольно известным для подростков фактом, что воды не хватает, и причинами, из-за чего это происходит. Для этого в презентации урока подробно рассмотрены несколько ситуаций. На основе их обсуждения учитель формирует вывод, что из-за неразумной деятельности человека иссушаются водоемы, одновременно растут дефицит воды и степень ее загрязнения. Теперь учащиеся готовы познакомиться с новым, пока еще не широко распространенным понятием, «водный след».
Дав определение и разобрав на конкретном примере с чашкой кофе, что такое водный след, учитель предлагает поближе познакомиться с ним и его разновидностями в ходе второго игрового задания.
Правила второго игрового задания
Каждой рабочей группе выдается набор карточек из Приложения 4. Группе необходимо соотнести продукты и количество воды, которое было потрачено на производство. После выполнения задания учитель, руководствуясь презентацией и подстрочным текстом, подробно
рассказывает о водном следе отдельных продуктов питания и хорошо известных всем товаров.
Поскольку водный след есть не только у отдельных предметов, но и у любого человека, в презентации урока «Вода России» большое внимание уделяется примерам о непосредственном потреблении воды на хозяйственно-коммунальные нужды. Учителю предлагается обсудить с учениками, на что и как использует человек воду в быту и сформулировать советы по разумному водопотреблению.
- Практические действия
Советы. как экономить воду в быту. предлагается получить, выполняя третье игровое задание.
Правила третьего игрового задания
На каждый стол раздается комплект карточек с советами из Приложения 5. Группа должна выбрать по одному, на ее взгляд, наиболее разумному и эффективному совету, для 10-ти категорий – кран, чистка зубов, ванна, туалет, отходы, учет расхода воды, потери воды, стирка, полив огорода, мытье посуды. Для того чтобы ребятам было легче выполнить это задание, раздайте каждой группе лист со__справочной информацией из Приложения 6. Выбрав ответ, группа должна аргументировать его.
- Закрепление материала
Руководствуясь инструкцией, учитель собирает книжку-памятку из Приложения 6, которую каждый ребенок по окончании урока забирает с собой.
Выполнение теста на онлайн-портале
После проведения занятия в классе пригласите ребят поучаствовать в выполнении заданий теста на портале урока.
Приложения:
Приложение 6 - Справочная информация Приложение 3 - Карточки для 1-го игрового задания Приложение 7 - Покетмод Приложение 4 - Карточки для 2-го игрового задания Приложение 5 - Карточки для 3-го игрового задания