
Практическая работа № 1. 6 класс.
Анализ источников географической информации.
Цель работы: ознакомление с основными источниками географической информации, определение их значимости для общества и для себя лично.
Оборудование: учебник , карты, журналы, путеводители, аэрофотоснимки.
Форма выполнения: оформление таблицы.
Последовательность выполнения:
- Проанализируйте схему на стр. 17 и текст на стр. 17 – 18 учебника. Затем перечислите источники географической информации и их значение.
- Заполните таблицу « Источники географической информации от наиболее древних к современным».
Источники информации | Для чего они необходимы |
- Ответьте на вопрос: какими источниками географической информации вы пользовались в своей жизни, и в какой ситуации?
Практическая работа № 2. 6 класс.
Составление схемы
« Источники географической информации в нашей жизни».
Цель работы: раскрыть значение источников географической информации для жизни человека.
Оборудование: учебник , карты, журналы, путеводители, аэрофотоснимки.
Форма выполнения: Составление схемы, описание одного из источников информации.
Последовательность выполнения:
- После изучения текста на стр. 17 – 18 параграфа № 3 « Откуда получают и где хранят географическую информацию?» и схемы на стр. 17 учащиеся составляют схему
«Источники географической информации в нашей жизни».
- Почему путешествия и полевые исследования, как традиционные для географии источники информации выделили в особую группу?
- Выберете один из источников информации и проанализируйте его по плану:
а) название источника информации
б) объём источника, если это книга (стр.)
в) какую информацию можно получить: указывают название статьи, книги, карты и.т.д.
г) составьте краткое описание источника информации.
Вариант 2. 6 класс.
Практическая работа № 1 и № 2. Анализ источников географической информации.
Цель работы: Ознакомить с основными источниками географической информации, определить их значимости для жизни общества и себя лично.
- Составление таблицы « Как собирают информацию о Земле» ( заполняется в ходе беседы на основе знаний учащегося).
Способ | результат |
1. Путешествия, полевые исследования | Информация о сравнительно небольшой территории; о некоторых явлениях и процессах. Создание описаний, карт. |
2. Авиаразведка | Аэрофотоснимки исследования – обширные террито-рии. Создание более точных карт и описаний. |
3. Съёмка Земли из космоса | Непрерывное наблюдение за поверхностью Земли и процессами, происходящими на ней. Создание навигационных систем, ГИС |
- На основе анализа текста на стр. 17 – 18 учащиеся заполняют таблицу « Источники географической информации»
Источники географической информации | Группа источников информации | Для чего необходимы |
1. Описания (научные или художественные). Книга, журнал, газета, энциклопедия. | Подробная информация о территории, явлении. | |
2. Карты | Ориентирование, строительство; научные исследования; навигация ( морская, воздушная ), учебная деятельность. | |
3. Путеводители | Туристические поездки, экскурсии (описание, фото, карты) | |
4. Аэрокосмические снимки | Составление планов местности. | |
5. Интернет | Для широкого круга пользователей (фото, статистика, карты, описание.) | |
6. ГИС ( географические информационные системы) | Пользуются учёные, специалисты разных областей (сейсмологи, метеорологи, военные и.т.д.) |
Затем выделяют, что источники географической информации можно разделить на 2 группы:
- Традиционные ( известные с давних времён).
- Современные ( используются недавно).
Учащимся предлагается в таблице рядом с источниками информации поставить букву «Т» или «С».
- Далее учащиеся задают вопрос о том, к каким источникам по информации мы отнесём путешествия и полевые практики? Почему их выделяют в особую группу?
- Учащиеся выбирают 1 из источников информации и анализируют его по плану (работа в группе).
- Название источника информации.
- Объём (если возможно стр.)
- Какую географическую информацию можно получить (укажите название книги, статьи, карты, фотоснимки и.т.д.).
Краткое описание информации.
Практическая работа №4. 6 класс.
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Цель работы: научить обозначать на контурной карте географические объекты.
Оборудование: физическая карта полушарий, контурная карта полушарий.
Форма выполнения: самостоятельное нанесение на контурную карту названий материков и океанов.
Умения: практические.
Последовательность выполнения:
- По карте найдите материки и океаны.
- В карте ценится её оформление. Работа с контурной картой помогает быстрее запоминать географические объекты и лучше ориентироваться по карте.
- Нанесите на контурную карту материки, части света и океаны и дайте ей название.
Тема 3. «План и карта» 6 класс.
Практическая работа № 6.
Ориентирование на местности с помощи компаса. Определение азимута.
Цель работы: формирование умений ориентироваться по компасу и определять азимут.
Оборудование: компас, планшет.
Форма выполнения: выполнение заданий по определению азимута, нанесений на планшет направлений движения.
Последовательность выполнения:
- Дайте определение понятий «ориентирование», «масштаб», «азимут», «стороны горизонта», «как ориентироваться по местным признакам». Определите азимуты на предметы. Для проведения работы используйте инструкцию .
- На местности, на которой учитель заранее определил маршрут, учащиеся, определяя расстояния, составляют схему движения.
- Перед составлением маршрута класс делится на группы.
Каждая группа получает маршрутную карточку
Направление своего движения и пройденное расстояние учащимися предлагается отмечать на планшете в заранее определённом масштабе.
Карта участника маршрута 6 класс.
Направление и расстояние по маршруту
Основные пункты | Направление движения | Азимут (А) | Расстояние
(Р), м. |
Пункт 1 (старт) | На северо-запад | 45 | 500 |
Пункт 2
(промежуточный) |
На юг | 180 | 550 |
Пункт 3
(промежуточный) |
На запад | 270 | 200 |
Пункт 4
(конечный) |
? | ? | ? |
- Используя компас, пройти в указанном направлении определённое расстояние (расстояние определять в парах шагов)
В карточке указываются конкретные направления и расстояния.
- Нанести на планшет направление движения и пройденное расстояние в масштабе
1: 10 000.
- Определить по составленной схеме маршрута направление движения и примерное расстояние между пунктом 4 и местом старта.
Практическая работа № 7. 6 класс.
Топографический диктант.
Цель работы: формирование умения работы с условными знаками.
Форма выполнения: топографический диктант.
Последовательность выполнения:
- учащиеся выясняют, что такое условные знаки.
- Нанести изображение следующих условных знаков: болото, смешанный лес, школа, озеро, овраг, кустарник, река, фруктовый сад, просёлочная дорога.
Другим вариантом является проведение топографического диктанта в форме связанного рассказа, в котором учащиеся вместо отдельных слов наносят топографические знаки, например: учащиеся из школы пошли на экскурсию в смешанный лес, их путь проходил по просёлочной дороге, мимо фруктового сада, озера, через овраг, сады, грунтовую дорогу. Особенно трудно было пробиваться через кустарник и небольшое болото.
- В качестве домашнего задания, учащиеся самостоятельно составляют свой вариант топографического диктанта. Учитель предлагает учащимся воспользоваться сказочным, фактическим или приключенческим сюжетом.
Практическая работа № 8. 6 класс.
Ориентирование по плану города или топографическому плану
Цель работы: формирование умений ориентирования по плану города.
Оборудование: топографический план с М: 1: 10 000.
Форма выполнения: описание пути следования из одного пункта в другой по топографическому плану.
Последовательность выполнения:
- Найдите посёлок Сидорово.
- Определите его местоположение.
- В каком направление и на каком расстоянии от посёлка расположены:
- Лес Северный
- Озеро Чёрное
- Город Снов
- Ключ Белый
- Водяная мельница на р. Андога.
- Опишите путь движение от посёлка Сидорово до свх. Беличи.
Практическая работа № 10. 6 класс.
Ориентирование по карте и глобусу, определение географических координат, расстояний, направлений.
Цель работы: формирование умений определять географические координаты, направление и расстояние по глобусу и карте.
Оборудование: глобус, карта, прибор спутникового позиционирования ДЖИПИЭС, учебник.
Форма выполнения: определение географических координат по заданию учителя.
Последовательность выполнения:
- Используя навигаторы с. 56 и 57, рисунки и рубрику «Шаг за шагом», вспомните как определить широту и долготу (стр. 58-59 учебника).
- Выполните задания:
а) определите географические координаты следующих пунктов:
Географический объект | Географические координаты
широта долгота |
1. г. Сидней | |
2. вулкан Везувий | |
3. г. Сантьяго | |
4. г. Владивосток | |
5. Свой населённый пункт |
б) определить с помощью масштаба направление и расстояние от Москвы до Пекина, Якутска.
Практическая работа № 9. 6 класс.
Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.
Цель работы: формирование умений читать карту, понимать различные изображения, извлекать из них информацию.
Оборудование: учебник карты, космические снимки, аэрофотоснимки.
Форма выполнения: анализ указанных источников и заполнение таблицы.
Последовательность выполнения:
- Проанализируйте карты (физическая, топографическая), аэрофотоснимок и космический снимок. Для этого используйте материалы учебника и топографические карты.
- В процессе работы заполняйте таблицу.
Отличие карты от аэрофотоснимка и космического снимка.
Признаки | Аэрофотоснимок | Космический снимок | Топографическая картина | Географическая карта |
Изображены все важные объекты |
|
|||
Объекты изображены условными знаками | ||||
Объекты похожи на их реальный вид на местности | ||||
Видимые объекты изображены сверху | ||||
Границы между объектами слабо различаются | ||||
Можно узнать название изображённых объектов |
Тема 4. «Человек на Земле» 6 класс.
Практическая работа № 11.
Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.
Цель работы: формирование умений работать с политической картой мира, определять географическое положение государств,; развитие умений определять географические координаты.
Оборудование: политическая карта полушарий (стр. учебника 186).
Форма выполнения: работа с картой, заполнение таблицы.
Последовательность выполнения:
- Дайте характеристику политической карты (название, масштаб, условные знаки, способ изображения территорий государств, что можно по ней узнать), а затем найдите самые крупные государства на Земле по площади, столицы.
- Используя политическую карту мира, определите географическое положение и дайте краткое описание следующих стран по выбору: Россия, Канада, Китай, Бразилия, Египет, США.
- Результаты описания занесите в таблицу:
План | Описание |
1. На каком материке находятся | |
2. С какими странами граничит | |
3. Какими морями и океанами омывается | |
4. Столицы государства, её координаты | |
5. Определить протяжённость страны с севера на юг и с запада на восток |
Практическая работа № 12. 6класс.
Определение на карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.
Цель работы: формирование умения работать с различными источниками информации для получения новых знаний.
Оборудование: учебник , атлас
Форма выполнения: нанесение на контурную карту ареалов распространения основных рас, народов.
Последовательность выполнения:
- Выясните, что означает слово «ареал». Вы знаете, что представители 3 рас живут на всех материках, однако на определённых материках представители тех или иных рас доминируют.
- Используя таблицу рис.67, текст учебника стр. 67-68, политическую карту стр.186 учебника с помощью условных знаков на контурной карте покажите ареалы распространения представителей трёх рас.
Практическая работа № 15. 6 класс.
Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий.
Цель работы: формирование умений безопасного поведения в окружающей среде.
Оборудование: учебник
Форма выполнения: составление правил безопасности.
Последовательность выполнения:
- Вспомните, что такое землетрясение, извержение вулканов. Проанализируйте таблицу «Сила землетрясений по 12-бальной шкале.
- Заполните таблицу:
План разработки правил | Описание |
1. Что необходимо сделать во время землетрясения и извержения вулкана, если оно вас застало: а) в доме; б) рядом с высокими зданиями, деревьями, высоковольтными линиями электропередач. | |
2. Что необходимо взять с собой в экстремальной ситуации, если вы оказались в доме? | |
3. Как себя вести в психологическом плане? | |
4. Какие качества необходимо проявлять по отношению к другим людям? | |
5. Как лучше действовать: остаться одному или лучше вместе с близкими и другими людьми? | |
6. Ваши предложения |
- Материалы выполненной работы можно сопровождать зарисовками, схемами.
- Разработанные Правила следует обсудить.
Другой вариант таблицы.
Правила поведения во время землетрясения или извержения вулкана | Чем обосновано предложенное правило |
Тема 6. «Гидросфера» 6 класс.
Практическая работа № 16.
Описание реки и озера по плану.
Цель работы: формирование умений давать описание рек, озёр по плану.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, учебник
Форма выполнения: составление описания реки и озера по плану.
Порядок выполнения:
Работа выполняется соответственно после изучения темы «Реки – артерии Земли» и «Озёра, подземные воды и ледники».
Описание реки Волга по плану
План | Описание |
1. На каком материке, и в какой стране находится? | |
2. В каком направлении протекает река? | |
3. Где начинается и куда впадает река? | |
4. К какой речной системе относится? | |
5. Бассейн реки |
Описание озера Байкал
План | Описание |
1. На каком материке, и в какой его части находится? | |
2. Географические координаты крайней северной точки озера? | |
3. Происхождение озёрной котловины? | |
4. Какова глубина озера (максимальная)? | |
5. Сточное или бессточное озеро? | |
6. Особые черты озера? |
Практическая работа № 17. 6 класс.
Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озёр мира.
Цель работы: формирование умений ориентироваться по карте; формирование умений работать с контурной картой.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, контурная карта.
Форма выполнения: оформление контурной карты.
Последовательность выполнения:
- Последовательно по мере изучения параграфа учащиеся наносят на контурную карту «Крупнейшие реки и озёра мира» географические объекты, указанные в параграфе.
- На примере одной из рек указывают части реки, подписывая их.
Практическая работа № 18. 6 класс.
На примере местной реки, озера установите связи гидросферы с другими оболочками Земли.
Цель работы: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между объектами.
Оборудование: физическая карта полушарий.
Форма выполнения: составление описания или схемы.
Последовательность выполнения:
Практическая работа выполняется в форме следующей схемы, которую следует дополнить конкретикой.
Другой вариант, когда класс делится на группы и каждая из групп раскрывает связи реки с одной из оболочек Земли.
Практическая работа № 19. 6 класс.
Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газетах, журналах, Интернет) и составление аннотации по одному из источников.
Цель работы: формирование умений анализировать различные источники информации.
Оборудование: справочники, журналы, материалы Интернет, газеты.
Форма выполнения: сбор и проведения анализа материалов; написание аннотации к одному из источников.
Последовательность выполнения:
- В данной практической работе проявляется творчество учащихся. К уроку необходимо собрать 1-2 интересных, понравившихся фактов о гидросфере. Данный этап работы может быть оформлен в виде таблицы.
Интересный факт о гидросфере | Название статьи, книги, материалов Интернета | Автор, место и год издания | Чем Вас заинтересовал факт |
- Выберете один из источников и составьте аннотацию (краткие сведения) о нём. В аннотации фиксируется:
а) о чём идёт речь в аннотируемом источнике;
б) кто его автор;
в) что говорится;
г) где и когда происходило событие;
д) чем вас поразило (заинтересовало) описываемое событие.
- Собранные учащимися факты могут оформляться в качестве стенной газеты, странички сайта, выступлений учащихся в классе.
Тема 7. «Атмосфера» 6 класс.
Практическая работа № 20.
Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды.
Цель работы: формирование умений вести наблюдение за изменениями погоды; проводить анализ календаря погоды.
Оборудование: приборы, термометр, барометр, флюгер, календарь погоды.
Форма выполнения: проведение наблюдений за погодой; ведение календаря погоды.
Последовательность выполнения:
- Наблюдать за погодой, составлять календарь погоды учащиеся учатся в течение всего года. Обязательные для всех учащихся наблюдения проводятся 2 раза, чтобы имелась возможность для сравнения. Как показывает практика, все учащиеся ведут календарь в осенний период и во время изучения темы «Атмосфера». В течение всего года дежурные ведут Школьный (классный) календарь погоды.
- Погода фиксируется также по данным метеослужб.
Во время изучения темы «Атмосфера» учащиеся самостоятельно заносят в календарь следующие данные (табл.).
Дата | Температура воздуха | Ветер, направление | Облачность | Атмосферное давление | Вид осадков | Необычные погод-ные явле-ния |
- На основе составленного календаря составьте анализ, в котором выделите среднюю, максимальную, минимальную температуру воздуха, преобладающее направление ветра, облачность, виды осадков, отметьте, какие необычные погодные явления характеризуют температуру месяца.
- Сравните данные календарей погоды за зимний и весенний периоды.
- Выполните задание , посвящённое анализу календаря погоды.
Практическая работа № 23. 6 класс.
Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.
Цель работы: формирование умений определять среднесуточную температуру.
Оборудование: термометр, календарь погоды.
Форма выполнения: заполнение таблицы и анализ данных.
Последовательность действий:
- Для выполнения практической работы используйте учебник , информация которого объясняет алгоритм выполнения практической работы.
- Проведите определение температуры 3 – 4 раза в сутки (время учитель определяет в зависимости от имеющихся условий).
- Используя материалы алгоритма рубрики учебника, в тетрадях рассчитайте среднесуточную температуру и сделайте вывод. Если имеется возможность, сравните с другими годами.
Практическая работа № 22. 6 класс.
Построение и анализ розы ветров.
Цель работы: формирование умений составления розы ветров.
Оборудование: календарь погоды.
Форма выполнения: составление схемы розы ветров на основе анализа календаря погоды.
Последовательность выполнения:
- Изучите параграф учебника, который объединяет алгоритм выполнения практической работы.
- На основе данных календаря погоды и алгоритма выполнения практической работы, помещённой в рубрике, составьте и проанализируйте розу ветров, если имеется возможность, сравните с другими годами.
- Для практической работы используйте задание 10 параграф 25.
Практическая работа № 23. 6 класс.
Характеристика климата своей местности, его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Цель работы: формирование умений давать характеристику климата своей местности.
Оборудование: справочники, учебники и пособия по географии своей местности; климатические данные своей местности за несколько лет.
Форма выполнения: составление описания климата своей местности; проект выявления связей о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Последовательность выполнения:
- Учитель предлагает учащимся названия книг, учебников, статей из кабинета географии, школьной библиотеки, характеризующий климат своей местности.
- По плану дайте описание климата своей местности.
План
а) в каком климатическом поясе мы живём;
б) какие факторы влияют на климат нашей местности;
в) характеристика климата в зимнее и летнее время (температура и осадки); г) необычайные климатические явления, которые фиксировались в нашей местности;
д) в каких пословицах, поговорках фиксирует климат народный календарь; е) как сохранить и восстановить природу своей местности.
- Вторая часть практической работы – творческая и может проводиться в форме проектов ( по выбору) по темам «Влияние климатических условий на здоровье людей» (объект исследования – семья ученика), «Опасные атмосферные явления, характерные для нашей местности» и др.
- Кроме проекта учащиеся могут написать эссе на тему «Влияние климата нашей местности на одежду (жилище) людей» и др.
Практическая работа № 24. 6 класс.
Прогноз погоды на ближайшие 2 – 3 дня.
Цель работы: формирование умений проводить анализ и составлять простейший прогноз погоды.
Оборудование: календарь погоды.
Форма выполнения: фиксирование в тетради своих аналитических сведений; обсуждение полученных результатов.
Последовательность выполнения:
- На основе календаря погоды, репортажей о погоде по радио и телевидению, проанализируйте, какими были в ближайшее время температура воздуха, осадки, атмосферное давление, направление ветра.
- Затем, на основании проанализированных данных, собственных наблюдений сделайте прогнозы на ближайшие 2 – 3 дня. Прогнозы обосновываются.
- На следующем уроке материалы анализируются.
Практическая работа
Составление схемы взаимодействия оболочки Земли.
Цель работы: формирование умений устанавливать связи между оболочками Земли.
Оборудование: учебник.
Форма выполнения: составление схемы.
Последовательность выполнения:
- Вспомните, что такое биосфера? Какие оболочки входят в состав биосферы?
- Установите, как оболочки Земли взаимодействуют между собой в составе биосферы. Нарисуйте схему.
- На примере взаимосвязи с одной – двумя оболочками приведите примеры такого взаимодействия.
Нарисовать схему, которую изучали на прошлом уроке
Практическая работа № 26. 6 класс.
Описание одного растения или животного своей местности.
Цель работы: формирование умений составления описаний природного объекта; развитие эмоционально-эстетического отношения к животному и растению.
Оборудование: справочники, книги о животном и растительном мире своей местности.
Форма выполнения: составление описания.
Последовательность выполнения:
- Опишите растение или животное, обитающее в своём крае (по выбору).
- Используйте план описания. Обязательным является выражение чувств, эмоций к растению или животному. Описание может сопровождать рисунок, стихотворение, подготовленное учеником или подобранное учащимся.
- План описания:
а) название;
б) особенности внешнего вида;
в) где обитает;
г) чем питается (или какие почвы предпочитает);
д) значение в жизни человека и лично ученика.
Тема 9. «Географическая оболочка Земли» 6 класс.
Практическая работа № 27.
Подготовка сообщения на тему « Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».
Цель работы: формирование умений составлять сообщения на заданную тему.
Оборудование: книги, статьи из журналов из кабинета географии, школьной библиотеки и библиотек школьников по проблеме, Интернет.
Форма выполнения: составление сообщения, компьютерной презентации.
Последовательность выполнения:
- Самостоятельно выберете одну из природных зон и подберите 2 – 3 источника по проблеме.
- Сообщение готовится по плану, предложенному учителем и составленному самим школьником.
- План сообщения: 1) особенность природных условий в природных зонах; 2) приспособления а) жилища б) быта (уклада жизни); в) одежды; г) в особенностях питания; другие особенности.
- Используйте для придания эмоциональности, конкретности, выразительности описания из дневников путешественников, фрагменты из книг, стихотворений, составьте коллаж своего сообщения.
- Учитель устраивает презентацию и обсуждение сообщений учащихся. Данная работа может проводиться по группам, устраиваться выставки коллажей.
Практическая работа № 28. 6 класс.
Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
Цель работы: формирование умений моделирования у учащихся; участие в практических делах.
Оборудование: фотографии местности вокруг школы, план школьного двора или своей дачи (составляется с родителями) и др.
Форма выполнения : составление преобразовательного плана школьного участка (или иной территории) или практическая работа по преобразованию выбранного участка.
Последовательность выполнения:
- Учащиеся объединяются в группы или выполняют индивидуально моделирование участка с учётом культурных изменений, которые вносят сами с учётом:
а) комфорта людей;
б) эстетической привлекательности;
в) экологических требований и др.
- Разработанные модели (на ватманских листах) в компьютерном исполнении обсуждаются и защищаются на презентациях.
Другим вариантом, является реальная практическая деятельность учащихся по преобразованию участка вокруг школы, сквера. В этом случае учащиеся решают как можно «окультурить» ландшафт (уборка территории, покраска скамеек, развешивание скворечников, посадка растений), а затем после уроков осуществляют намеченный план.