
Предлагаю наконец разобраться с познавательными уровнями и критериями их оценки с помощью специальной таблицы, которую составил В.В. Пикан
Познавательные уровни и критерии оценки | Примерные образцы ключевых вопросов и заданий |
ЗНАНИЕ
запомнил, воспроизвел, узнал – 1 балл |
Назовите…, В каком году…, Что называется…, Дайте определение…, Сформулируйте…, Напишите формулу…, Перечислите…, Перескажите…, Прочтите наизусть…, Выберите правильный ответ…, дополните слово…, Покажите…, Узнайте… и т.п. |
ПОНИМАНИЕ
объяснил, привел пример, проиллюстрировал, перевел с одного информационного языка на другой – 2 балла |
Как вы понимаете…, Объясните взаимосвязь…, Почему…, Дайте объяснение…, Установите причинно-следственные связи…, Соедините в смысловые пары…, переведите на язык символов (или обратно)…, Введите условные обозначения…, Выполните краткую запись…, Покажите на графике…, заполните кроссворд… |
ПРИМЕНЕНИЕ
воспроизвел изложение учебной темы, преобразовал информацию для ответа на вопрос, использовал знания для решения задач, проблемы, выполнил практическое задание: − по образцу – 3 балла; − в измененной ситуации – 4 балла; − в новой ситуации – 5 баллов |
Выполните упражнение…, Решите задачу…, составьте уравнение (предложение)…, Определите черты…, Примените соответствующую формулу (алгоритм, правило)…, Проверьте правильность…, Дайте обоснование…, Сравните…, Сопоставьте…, Найдите ассоциации…, Сформулируйте гипотезу…, Докажите …, Установите закономерность…, Сделайте выводы…, Составьте задачу…, Найдите другие варианты решения…, Представьте свой прогноз развития…, Выполните учебный коллаж …, Представьте свою точку зрения…, Напишите сочинение (резюме, рецензию)… |
ОБОБЩЕНИЕ и СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
разделил целое на части и соединил в новое целое: − локальное – 6 баллов; − внутрипредметное – 7 баллов; − межпредметное, мировоззренческое – 8 баллов |
Сделайте обобщение…, Дайте характеристику…, Установите аналогию…, Составьте таблицу…, Вычлените структуру…, Классифицируйте…, Представьте графические связи…, Определите позитивные и негативные факторы развития…, Систематизируйте…, Разработайте план (программу, проект)…, Проведите исследование…, Выделите проблему…, Сделайте доклад…, Представьте аннотацию…, разработайте модель…, Сделайте выводы…, Сформулируйте рекомендации…, Представьте философский аспект…, защитите свой проект… |
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ
дал адекватную оценку, выразил обобщенное отношение к объекту изучения, представил творческий образовательный проект – 2-10 баллов |
Какое значение имеет…, Как вы относитесь…, оцените логику…, выделите критерии…, Укажите возможности и ограничения…, Какие эмоции вызывает у вас…, опишите достоинства и недостатки…, Какую роль в жизнедеятельности человека играет…, вычлените экологический аспект…, Представьте рецензию…, Оцените субъективную позицию автора…, определите глобальную значимость… |
(В.В. Пикан Вариативное обучение /Школьные технологии № 1 2008. С. 100-110)